ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Занятия для учащихся VIII-XI классов в «Школе Активного Гражданина»в 2023/2024 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц, каждый четвертый четверг(за исключением декабря и мая; смещение «ШАГа» на третий четверг в эти месяцы связано с зимними каникулами и мероприятиями, приуроченными к окончанию учебного года).

В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.

Информационные и методические материалы для проведения мероприятий «Школы Активного Гражданина» будут, как и в прошлом учебном году, ежемесячно размещаться на Национальном образовательном портале adu.by в соответствующей тематической рубрике.

Примерная тематика мероприятий «Школы Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году представлена в таблице 1. Содержательная основа единых дней информирования определена важными датами и событиями;в ходе реализации проекта в течение учебного года содержание будет уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.

Рекомендации по реализации

информационно-образовательного проекта

«Школа Активного Гражданина» в учреждениях

общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

 

В 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для V–VII, VIII–XI классов.

Реализация проекта «ШАГ»  имеет особое значение. В настоящее время социально-политические процессы в Республике Беларусь сталкиваются с возрастающим потоком вызовов, в первую очередь информационных. В условиях актуализации проблемы деструктивного информационного воздействия на подрастающее поколение «предметами первой необходимости» в багаже знаний и умений современного белорусского ученика должны стать информационная грамотность, медиаграмотность, информационная культура, информационный иммунитет. При подготовке мероприятий в рамках проекта «ШАГ» необходимо не только в доступной форме рассказать учащимся о развитии различных сфер общественной жизни, которые отражают достижения Республики Беларусь за годы суверенитета, проанализировать знаковые события, происходящие в нашей стране, но и организовать диалог по наиболее актуальным вопросам, в том числе с участием представителей государственных органов и организаций, парламентариев, представителей общественных объединений, деятелей науки, культуры и др.

Целевые установки мероприятий в рамках проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».

Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.

В 2023 году на страницах ежемесячного научно-практического и информационно-методического журнала «Веснік адукацыі» публикуется методическое сопровождение проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов. В 1-5 номерах журнала представлены матрицы классного часа, которые призваны помочь классному руководителю спроектировать его в рамках следующих тематических блоков: «Я и Закон» (январь), «Я и Общество» (февраль), «Я и Природа» (март), «Я и Культура» (апрель), «Я и Планета» (май). Матрицы классного часа размещены на страницах журнала таким образом, чтобы их можно было отрезать и использовать для индивидуальной работы. Сброшюровав заполненные матрицы с помощью скоросшивателя, классный руководитель получит методическую копилку мероприятий «ШАГ».

В первом полугодии 2023/2024 учебного года продолжится публикация матриц по следующим тематическим блокам: «Я», «Я и Школа», «Я и Семья», «Я и Малая родина».

Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» для VIII–XI классов в 2023/2024 учебном году – рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».

Материалы проекта нашли отражение в учебном издании «Гордость за Беларусь. События. Факты», которое готовится к выпуску в 2023 г. Электронная версия данного учебного издания будет размещена в свободном доступе на национальном образовательном портале (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Организация воспитания).

Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов и др.) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на национальном образовательном портале https://adu.by/ru/ucheniky/shkola-aktivnogo-grazhdanina/241-ucheniku/shkola-aktivnogo-grazhdanina/2436-pedagogu-o-shage.html.

При отсутствии приглашенного гостя ведущий организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. В ходе реализации «ШАГа» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины.

Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII–XI классов будут проводиться в рамках информационного часа каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой (Приложение 1).

Методические и информационные материалы для реализации проекта будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://adu.by/ Педагогам / Школа Активного Гражданина

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

 

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).

При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.

 

Из опыта реализации проекта «ШАГ – Школа Активного Гражданина» в государственном учреждении образования «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

Дата проведения: 25.04.2024

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках).

В   рамках    реализации    информационно-образовательного    проекта

«ШАГ» в учреждении образования прошел информационный час в форме диалога с учащимися 8–9 классов.

В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна зачитала учащимся слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Перед отечественной медициной стоит важнейшая задача – увеличить продолжительность и повысить качество жизни наших граждан. Таков один из основополагающих приоритетов национальной политики государства».

С целью актуализации знаний о системе здравоохранения Республики Беларусь учитель истории Осадчий Петр Игоревич провел с учащимися интерактивную викторину «Мы узнаем». В викторине были затронуты такие важные темы как: система здравоохранения, забота государства о здоровье нации, здоровая нация, здоровый образ жизни, оздоровительные мероприятия, критическое отношение к вредным привычкам, отношение к здоровью как величайшей ценности, мотивация к сохранению, укреплению здоровья, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, бесплатная и доступная медицинская помощь, экспорт медицинских услуг, медицинский туризм, высококвалифицированные специалисты в области медицины, компетентность, милосердие, самоотверженность, гражданская ответственность, гражданская зрелость.

Далее учащийся 9 класса Дерябин Александр познакомил одноклассников с медицинскими работниками Республики Беларусь. Ходжаев Александр Валерьевич, министр здравоохранения Республики Беларусь, кандидат медицинских наук, доцент: «Система здравоохранения должна быть лицом и сердцем к народу. Под фразой «лицом к народу» я имею в виду профессиональные кадры и материально техническую базу, другие ресурсы. Под «сердцем к народу» – сопереживание, которое всегда было свойственно белорусскому народу, сочувствие».

Астапов Анатолий Архипович, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Республики Беларусь. Основатель и первый заведующий кафедрой детских инфекционных болезней Белорусского государственного медицинского университета.

В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащимся был предложен просмотр   проекта «100 вопросов взрослому» на телеканале «Беларусь 1». Гостем выпуска стал Герой Олег Руммо — хирург-трансплантолог, академик НАН Беларуси, доктор медицинских наук, профессор. Учащаяся 9 класса Потягова Евгения организовала обсуждение с одноклассниками полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия. В фокусе обсуждения находились следующие вопросы: как вы считаете, почему в настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание здоровому образу жизни и вопросам здравоохранения, какова роль учреждений здравоохранения в формировании активной гражданской позиции молодежи, считаете ли Вы, что профессия связанная с медициной в современном обществе является особенно важной, о Беларуси будущего, о свободном времени, моментах с семьёй).

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая Савастьянчик

Вера Валерьевна подвела итоги мероприятия. Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора? Есть ли среди вас те, кто задумывается о получении в будущем медицинской специальности? Что определило такой профессиональный выбор? Что на ваш взгляд, необходимо, чтобы стать достойным гражданином своей страны? Что значит «иметь гражданскую позицию»?

Профессия медицинского работника трудная. Человек, который ее выбрал, должен осознавать всю ее серьезность, иметь к ней призвание. Нужно быть требовательным к себе и окружающим, уметь планировать свою работу, обладать организаторскими качествами. Стремление помогать другим – это важное качество для медицинского работника. Оно, как правило, формируется с детства, и, если оно есть, это свидетельствует о предпосылках для успешного овладения медицинской профессией.

 

Осадчий Петр Игоревич, учитель истории

ГУО «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

 

22.02.2024 г. ШАГ. «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС)

Накануне праздника 23 февраля в рамках информационно-образовательного проекта “Школа Активного Гражданина” для учащихся 8-9 классов прошел классный час “Родина моя Беларусь в лицах.  Защитники Отечества (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС )”.

В ходе классного часа ребята актуализировали знания о Вооруженных Силах, пограничной службе, таможенной службе, МЧС Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём». Ответы на вопросы викторины были зашифрованы в видеороликах: «Можно ощутить землетрясение. Центр безопасности МЧС учит белорусов, как действовать во время ЧС» и ” “Инженерная формула” . Ребята также познакомились с сотрудниками Вооруженных сил, пограничной службы, таможенной службы. 

 

Из опыта реализации проекта «ШАГ – Школа Активного Гражданина» в государственном учреждении образования «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

Дата проведения: 22.02.2024

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных Сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС).

В   рамках    реализации    информационно-образовательного    проекта

«ШАГ» в учреждении образования прошел информационный час в форме диалога с учащимися 8–9 классов.

В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна зачитала учащимся статью 57 Конституции Республики Беларусь: «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом».

С целью актуализации знаний о Вооруженных Силах, пограничной службе, таможенной службе, МЧС Республики Беларусь учитель истории Осадчий Петр Игоревич провел с учащимися интерактивную викторину «Мы узнаем». В викторине были затронуты такие важные темы как: обороноспособность и обеспечение безопасности страны, современная армия, солдатская доблесть, готовность к исполнению гражданского долга и выполнению конституционных обязанностей по защите Родины, активная гражданская позиция, уважение к подвигу воинов-интернационалистов, героизм, мужество, боевые традиции, воинский долг, патриотизм.

Далее учащиеся 9 Медведев Роман и Дерябин Михаил познакомили одноклассников с сотрудниками Вооруженных сил, пограничной службы, таможенной службы, МЧС. Хренин Виктор Геннадьевич. Министр обороны Республики Беларусь, генерал-лейтенант. С 1992 по 2020 гг. прошел путь от командира мотострелкового взвода до командующего войсками Западного оперативного командования. Награжден государственными наградами Республики Беларусь. Награжден национальным орденом «Плайя Хирон» от президента Кубы (2024 г.). Кубраков Иван Владимирович. Министр внутренних дел Республики Беларусь, генерал-лейтенант милиции. Службу в органах внутренних дел начал в 1995-м. Прошел путь от участкового до начальника главного управления внутренних дел Минского горисполкома.

Награжден орденом «За службу Родине» III степени, медалями
«За безупречную службу» I, II и III степеней.

В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащимся был предложен просмотр   проекта «100 вопросов взрослому» на телеканале «Беларусь 1». Гостем выпуска стал Вадим Синявский – министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларуси. Учащаяся 9 класса Еремич Анна организовала обсуждение с одноклассниками полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия. В фокусе обсуждения находились следующие вопросы: как пришло решение стать офицером Вооруженных сил, качества, которыми должен обладать военнослужащий, награды, связанные с профессиональной деятельностью, пожелание молодым людям, которые собираются связать свою жизнь с Вооруженными силами, воспитание истинных патриотов Республики Беларусь.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна подвела итоги мероприятия. Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора? Для кого из вас данная тема близка и знакома, потому что ваши родные (папа, мама, дедушка, бабушка, дядя, тетя, брат, сестра) связали свою жизнь с Вооруженными Силами (таможенной службой, пограничной службой, службой в МЧС) Беларуси? Хотите ли вы продолжить эту семейную традицию?

Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены величайшие ценности – мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи, воспитывать детей. Для того чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что нам есть чем и кем гордиться!

Осадчий Петр Игоревич, учитель истории

ГУО «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

 

 

Из опыта реализации проекта «ШАГ – Школа Активного Гражданина» в государственном учреждении образования «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

Дата проведения: 25.01.2024

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования).

В   рамках    реализации    информационно-образовательного    проекта

«ШАГ» в учреждении образования прошел информационный час в форме диалога с учащимися 8–9 классов.

В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая Целковик Виолетта Вадимовна зачитала учащимся слова В. А. Сухомлинского: «Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла … пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного им в поле… Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения…».

С целью актуализации знаний о деятелях науки, представителях системы образования учитель истории Осадчий Петр Игоревич провел с учащимися интерактивную викторину «Мы узнаем». В викторине были затронуты такие важные темы как: важность образования и науки в современном мире; качество образования; активная гражданская позиция по отношению к профессиональному росту; важность образования для развития личности и общества; интеллектуальный и творческий потенциал; значимость научных открытий для повседневной жизни; чувство гордости за ученых Беларуси; поддержка молодых ученых, государственная поддержка одаренных учащихся; тесное взаимодействие учреждений образования как возможность раскрытия способностей к реализации интересов учащейся молодежи; условия для поддержки одаренной и талантливой молодежи; Национальный детский технопарк, упорство в достижении цели; расширение кругозора в области достижений отечественной и мировой науки. 

Далее учащиеся 9 класса Адамайтис Арсен и Медведев Роман познакомили одноклассников с деятелями науки, представителями системы образования с помощью презентации «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования).  Кабашниковой  Людмилой Федоровной, заведующий лабораторией Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси. Автор более 270 научных трудов, в том числе 3 монографий, 5 патентов. Премия НАН Беларуси (2013) за цикл работ «Система биосинтеза хлорофилла и фотосинтетический аппарат как факторы повышения устойчивости и продуктивности сельскохозяйственных культур».

В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащимся был предложен просмотр   проекта «100 вопросов взрослому» на телеканале «Беларусь 1». Гостем выпуска стал Министр образования Андрей Иванец. Учащийся 9 класса Медведев Роман организовал обсуждение с одноклассниками полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия. В фокусе обсуждения находились следующие вопросы: семейные ценности, семейные традиции, роль семьи в формировании гармоничной личности, семейное счастье, нравственные основы семьи, Неделя родительской любви, пример родителей, счастливая семья, любовь, верность, жертвенность, патриотизм.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая Целковик Виолетта Вадимовна подвела итоги мероприятия. Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора? Учитель и ученый работает на будущее, создает это будущее, от качества его труда зависит каким оно будет – будущее страны, будущее всего человечества. Поэтому эта профессия одна из самых почетных и ответственных. И посвящают ей жизнь люди, видящие в ней свое призвание, любящие свое дело. Учащиеся описывали типичный трудовой день педагога и ученого «Один день из жизни профессионала», используя только существительные. Виолетта Вадимовна анонсировала тему следующего ШАГа «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС).

 

Осадчий Петр Игоревич, учитель истории

ГУО «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

 

Дата проведения: 21.12.2023

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)».

В   рамках    реализации    информационно-образовательного    проекта

«ШАГ» в учреждении образования прошел информационный час в форме диалога с учащимися 8–9 классов.

В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна зачитала учащимся слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала».

С целью актуализации знаний о культуре и искусстве Республики Беларусь учитель истории Осадчий Петр Игоревич провел с учащимися интерактивную викторину «Мы узнаем». В викторине были затронуты такие важные темы как: духовное возрождение, историко-культурные ценности белорусского народа, самобытность культуры, духовные ценности и традиции, национальная гордость, сохранение национального культурного наследия, нравственный фундамент нации, патриотизм, наиболее значимые объекты наследия; охрана историко-культурного наследия как обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе.

Далее учащиеся 9 класса Дерябин Александр и Зенькович Дмитрий познакомили одноклассников с деятелями культуры и искусства с помощью презентации «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)».  Дорофеевой Ириной Аркадьевной, заведующий кафедрой искусства эстрады Белорусского государственного университета культуры и искусств, эстрадная певица, заслуженная артистка Республики Беларусь. Профессиональную музыкальную карьеру начала в 12 лет. В 1994 году победила на первом республиканском конкурсе молодых исполнителей «Молодечно-94», после которого была приглашена Василием Раинчиком в ансамбль «Верасы». Работала солисткой Государственного концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга.Лауреат многочисленных международных конкурсов и фестивалей. Имеет Благодарность Президента Республики Беларусь.

 

В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащимся был предложен просмотр   проекта «100 вопросов взрослому» на телеканале «Беларусь 1». Гостем выпуска стал Александр Солодуха — заслуженный артист Республики Беларуси. Учащийся 9 класса Цыбулькин Максим организовал обсуждение с одноклассниками полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия. В фокусе обсуждения находились следующие вопросы: семейные ценности, семейные традиции, роль семьи в формировании гармоничной личности, семейное счастье, нравственные основы семьи, Неделя родительской любви, пример родителей, счастливая семья, любовь, верность, жертвенность, патриотизм.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна подвела итоги мероприятия. Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора? – Знакомы ли вы с результатами труда номинантов премии «За духовное возрождение» в 2022 году? Если знакомы, расскажите, как творчество этих деятелей искусства способствует духовному возрождению Беларуси.

Белорусская земля взрастила много выдающихся представителей культуры и искусства. Среди них знаковые личности, о которых знают все: Наполеон Орда, Марк Шагал, Иван Хруцкий, Михаил Савицкий, Янка Мавр, Владимир Каризна, Владимир Мулявин… Всем им присущи такие качества, как разносторонняя одаренность, целеустремленность, сила воли, мудрость, стремление к самообразованию и саморазвитию, любовь к своей Родине. Жизненные примеры известных людей – один из главных факторов влияния на становление личности, формирование приоритетов и ценностей.

Но остается огромное количество наших соотечественников, мало известных широкому кругу, и тем не менее они тоже являются гордостью нашей страны. Представьте, что для потомков создается специальная капсула времени, в которой собирается наиболее значимая информация о творческих людях Беларуси нашего времени. Если бы вы создавали такую капсулу, сведения о ком бы вы поместили в данную капсулу и почему?

 

Осадчий Петр Игоревич, учитель истории

ГУО «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

 

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства).

В   рамках    реализации    информационно-образовательного    проекта

«ШАГ» в учреждении образования прошел информационный час в форме интерактивной викторины с учащимися 8–9 классов.

В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна ознакомила учащихся с промышленными предприятиями Республики Беларусь которые производят всю транспортную линейку: велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда и вагоны, тракторы и другие машины для сельского хозяйства, аэродромную и шахтную технику, технику для дорожного строительства и лесопромышленного комплекса, грузовые автомобили, в том числе самые большие в мире карьерные самосвалы, металлопродукцию, станки, микро- и оптоэлектронику, лазерную технику и электротехническую продукцию.

Президент Республики Беларуси А. Г. Лукашенко отметил: «Никто никогда ничего не сделает без неимоверного труда. … Только труд, знания, образование».

Также на встрече с активом Гомельской области А.Г. Лукашенко отметил, что «без деревни, без земли, без сельского хозяйства не прожить». В наших силах возродить заброшенные поля, вернуть нашей земле плодородие и силу. Для этого требуются образованные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. На свете много профессий, но профессия «выращивать хлеб» – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит, что мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии.

С целью активизации  знаний о промышленности и сельском хозяйстве Республики Беларусь, учитель истории Осадчий Петр Игоревич провел с учащимися интерактивную викторину. В игру были вовлечены все учащиеся. С помощью интерактивной викторины «Мы узнаем»,  была дана возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2022/2023 уч. г.

Далее учащиеся 8 класса Дерябин Михаил и Капустин Артем познакомили одноклассников с тружениками промышленного производства, сельского хозяйства.

 В рамках ШАГа 2» Мы действуем», была приглашена Лабузова Елена Леонидовна, которая работала поваром в столовой.  Также учащиеся смогли задать вопросы приглашенному гостю: расскажите о своей профессии. С кем или с чем связан выбор Вашей профессии? Какой путь получения профессии Вы прошли? Каких знаний и умений требует Ваша профессия? Были ли трудности в овладении профессией? Если да, то, что помогало Вам их преодолеть?

Напоследок Елена  Леонидовна дала нашим будущим выпускникам, напутствие: важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, забота о своей семье, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что, бесспорно, можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна подвела итоги мероприятия. Год за годом постепенно в нашей стране были модернизированы советские промышленные гиганты, модернизировано сельское хозяйство, созданы инновационные производства. Были возведены агрогородки, больницы, школы и детские сады, дороги и мосты, библиотеки и стадионы.

Достижения в разных отраслях народного хозяйства дают белорусам повод гордиться своей страной и стремиться делать ее богаче и сильнее.

Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на благо своей Родины люди.

 Также  ознакомила учащихся со следующей темой: «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного (о деятелях культуры и искусства)»

 

 

 

Осадчий Петр Игоревич, учитель истории

ГУО «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

Единый день информирования 26.10.2023

Из опыта реализации проекта «ШАГ – Школа Активного Гражданина» в государственном учреждении образования «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

Дата проведения: 26.10.2023

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)

В   рамках    реализации    информационно-образовательного    проекта

«ШАГ» в учреждении образования прошел информационный час в форме диалога с учащимися 8–9 классов.

В информационном блоке ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна рассказала, что С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. В семье человек рождается не только физически, но и духовно. Семья – это дом, место, где уютно и спокойно, где всегда поймут и поддержат, помогут решить проблемы и искренне разделят радость. Очень важно, чтобы семья была прочной и полной.

С целью актуализации знаний о роли семьи в жизни человека, общества и государства учитель истории Осадчий Петр Игоревич провел с учащимися интерактивную викторину «Мы узнаем». 1. Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Какую поддержку получает семья в нашей стране? 2. Кому и за что вручается государственная награда – Орден Матери? 3. Каковы обязанности детей по отношению к семье и родителям? 4. С 2012 г. в Беларуси проводится конкурс «Семья года». Какова его цель? 5. Каким праздничным днем начинается и каким заканчивается Неделя родительской любви? Как вы считаете, насколько она значима для сохранения духовно-нравственных ценностей семьи? В игру были вовлечены все учащиеся.

Далее учащиеся 9 класса Дерябин Михаил и Медведев Роман познакомили одноклассников с людьми, которые успешны в воспитании детей, семейной жизни на слайдах презентации «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал».

В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащимся был предложен просмотр   проекта «100 вопросов взрослому» на телеканале «Беларусь 1». Гостем выпуска стал Министр образования Андрей Иванец. Учащийся 9 класса Цыбулькин Максим организовал обсуждение с одноклассниками полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия. В фокусе обсуждения находились следующие вопросы: семейные ценности, семейные традиции, роль семьи в формировании гармоничной личности, семейное счастье, нравственные основы семьи, Неделя родительской любви, пример родителей, счастливая семья, любовь, верность, жертвенность, патриотизм.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна подвела итоги мероприятия. Насколько актуальна тема сегодняшнего разговора?  Объясните смысл высказывания В. А. Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Как это выражение характеризует взаимосвязь понятий «семьянин – гражданин»? Советский педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение».

В Республике Беларусь поддержка семьи является национальным приоритетом. Семья выступает важнейшим источником формирования и развития личности, воспроизводства человеческого капитала, накопления и передачи традиций, духовных и нравственных ценностей.

 

Единый день информирования 28.09.2023

 

Из опыта реализации проекта «ШАГ – Школа Активного Гражданина» в государственном учреждении образования «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области

Дата проведения: 28.09.2023

Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов – до олимпийских вершин» (о легендах и героях спорта, развитии индустрии спорта и туризма).

В   рамках    реализации    информационно-образовательного    проекта

«ШАГ» в учреждении образования прошел информационный час в форме диалога с учащимися 8–9 классов.

ВинформационномблокеШАГ1«МЫУЗНАЁМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна зачитала учащимся слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на торжественной церемонии открытия II Игр стран СНГ: «Мы сделали и будем делать все … для того, чтобы Игры стран Содружества стали настоящим символом дружбы, мира и созидания.

Девиз наших Игр – «Сильный характер – яркая игра!». Это не только про спорт. Это про каждого из нас.

Пришло время мужественных и решительных людей, людей, способных постоять за честь страны, за победы своих отцов и будущее своих детей. Это – наше время…

Нас невозможно – ни россиян, ни белорусов, ни других – вычеркнуть из международного олимпийского и спортивного движения. Вы всегда будете востребованы. Вы всегда будете в деле».

С целью активизации знаний о развитии спорта и туризма в Республике Беларусь учитель истории Осадчий Петр Игоревич провел с учащимися интерактивную викторину «Мы узнаем». В игру были вовлечены все учащиеся. В фокусе обсуждения были темы: Беларусь в мировом спортивном сообществе; физкультурно-оздоровительная работа с населением, развитие массового спорта; белорусские спортсмены на II играх СНГ, гордость за свою страну, развитие интереса к различным видам спорта; туризм в Республике Беларусь.

Далее учащиеся 9 класса Дерябин Михаил и Медведев Роман познакомили одноклассников  с выдающимися спортсменами Республики Беларусь на слайдах презентации «Герои спорта».

 

 

В рамках ШАГа 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» учащимся был предложенпросмотр  проекта «100 вопросов взрослому» на телеканале «Беларусь 1». Учащийся 9 класса Цыбулькин Максим организовал обсуждение с одноклассниками полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия. В фокусе обсуждения находились следующие вопросы: ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к Родине, верность своему делу, мужество, стойкость, приверженность нравственным идеалам.  

 В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущая Савастьянчик Вера Валерьевна подвела итоги мероприятия. Спортивные достижения белорусских спортсменов на международных соревнованиях, Олимпийских играх позволили всему миру узнать о нашей стране.  Всем любителям спорта известно то щемящее чувство гордости за свою страну, когда наши спортсмены поднимаются на пьедестал почета и в их честь звучит Государственный гимн Республики Беларусь, поднимается Государственный флаг Республики Беларусь.

Физической культуре и спорту в нашей стране уделяется особое внимание. Благодаря политике государства, осуществляющего поддержку спортсменов, в стране успешно развиваются более 130 видов спорта.

 

Осадчий Петр Игоревич, учитель истории

 

ГУО «Майская базовая школа Жлобинского района» Гомельской области