ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Преступление против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения.
Сексуальное насилие – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком , старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Сексуальная эксплуатация– порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.
ЭТА ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО:
ХОЧЕТ защитить своего ребенка.
КТО ГОТОВобеспечивать межведомственное взаимодействие в сфере охраны детства.
КТО ГОТОВ, совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков.
Ребенку нужно усвоить «Правило четырех «НЕ»:
- НЕ разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом;
- НЕ заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
- НЕ садится в машину к незнакомцам;
- НЕ задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Правила безопасного поведения:
– Если незнакомец просит ребенка показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину – научите ребенка во всех этих случаях говорить «НЕТ!»
– Если ребенка куда-то уводят -научите его правилу: «Кричать, бежать, рассказывать!»
– Вместе с детьми придумайте семейный пароль, как сигнал в опасной ситуации. Это может быть слово или фраза, но смысл один: «Я в опасности! Мне нужна помощь!».
Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола.
Нужно помнить!
– большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцамис внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками
– половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях
Для заманивания и установления контроля над жертвой преступники могут использовать разные методы:
- насилие и угроза применения насилия;
- шантаж и угрозы в адрес семьижертвы;
- обман;
- долговая зависимость;
- наркотики и алкоголь;
- использование религии, культуры иморали.
Соблюдайте несколько правил:
1. Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов.
2. Гуляй в группах или с другом/подругой.
3 Доверяй своей интуиции: если тебе страшно, значит, на это есть причины.
4 Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать.
5. Веди себя уверенно. Ты имеешь право думать и заботиться о себе, даже если этим можешь задеть чувства другого.
6. Если есть возможность, чтобы тебя встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею.
7. Добирайся до дома только известным транспортом. Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами.
8 Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым.
9 Не ходи в отдаленные и безлюдные места, пустыри.
- Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с группой людей.
Тревожные сигналы, которые могут насторожить
-нарушение личного пространства (будь острожен, если чужой человекнаходится к тебе слишком близко)
-если незнакомый человек пристально смотрит на тебя и демонстративно разглядывает;
-если человек не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства и ведет себя как хороший знакомый, хотя это не так.
Помни!
Суперкороткая юбка, облегающая кофточка, яркая косметика и вызывающее поведение – самые верные способы вызвать к себе интерес преступника.
Профилактика самовольных уходов из дома
По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи — 10-17 лет.
Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.
Конечно, это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.
На фоне постоянной стрессовой ситуации уходы становятся привычными (стереотипными) — т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Иногда, внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Семья внешне может быть вполне благополучной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. Требовательность родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.
Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых порах нужны товарищи. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и ориентации детей резко меняются.
При первом уходе ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.
Психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Психологи побег из дома рассматривают как один из вариантов защитного поведения. Вот несколько причин, которые могут заставить ребенка уйти из дома:
- крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений»;
- агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические
наказания);
- безразличие взрослых к проблемам подростка;
- развод родителей;
- появление в доме отчима или мачехи;
- чрезмерная опека, вызывающая раздражение
Рассмотрим основные проблемы детско-родительских отношений, определяемые как фактор риска уходов детей из семей.
К числу наиболее часто встречающихся нарушений в детско- родительских отношениях относятся следующие:
Отвергающая позиция:
Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.
Позиция уклонения:
Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
Позиция доминирования по отношению к детям:
Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.
Отвергающе-принуждающая позиция:
Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.
С целью недопущения пропусков занятий учащимися без уважительных причин и самовольных уходов из дома классный руководитель или социальный педагог ежедневно регистрирует информацию об отсутствующих школьниках.
В случае отсутствия несовершеннолетнего в учреждении в течение одного дня незамедлительно устанавливают причины отсутствия. В случае установления факта самовольного ухода из семьи, безвестного отсутствия несовершеннолетнего администрация школы оказывает содействие родителям (законным представителям) в передаче заявления (сообщения) о происшествии в милицию.
В качестве ключевых задач, которые определяют психологическую помощь, рассматриваются:
- преодоление внутрисемейного кризиса;
- изменение родительских установок и позиций;
- расширение сферы социального взаимодействия ребенка;
- формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.
Исследование проводилось с учащимися школы, у которых наблюдаются нарушения детско-родительских установок и которые совершали уходы из дома. Это несовершеннолетние 10-15 лет, в количестве 12 человек.
Для изучения детско-родительских отношений, социально-психологической адаптированности ребенка в семье использовались:
- Опросник «Подростки о родителях» (JI. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына). Цель: изучение установок, поведения и тактики воспитания родителей с позиции детей.
По результатам диагностики характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов подростками выглядят следующим образом. У девочек, при позитивном интересе и психологическом принятии матерей, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления.
У мальчиков-подростков, которые воспитываются матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку. По шкале директивности у матерей на первый план выступает тенденция к покровительству. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков.
Полученные результаты позволяют говорить о наличии у большинства испытуемых установки на социальную значимость, способности к волевому контролю эмоциональных реакций, но вместе с тем достаточно высокий процент склонности к преодолению норм и правил.
Данные диагностические материалы могут быть использованы в практике психологического консультирования родителей, подростков по проблемам семейной ситуации, детско-родительских отношений.
Основные формы работы с родителями составляют выступления специалистов на родительских собраниях и университетах, тематические консультации.
Основная цель: научить родителей быть родителями — воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Просвещение дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления. Родителям предлагаются способы действия по предупреждению самовольных уходов детей из дома:
— располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
— не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;
— обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его
друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
— планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.
А также, алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:
- При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:
- обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;
- обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы милиции.
- В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы милиции, по месту проживания.
- При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы милиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).
В целом, сущность профилактики ранних побегов из дома состоит в правильной ориентации родителей. Необходимо разъяснить взрослым, что ребенок нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, не в авторитарном давлении.
Особое место занимает коррекционно-развивающая работа, включающая семинары-практикумы, тренинги для родителей и учащихся. Используется следующая примерная тематика таких занятий: «Профилактика, управление и разрешение конфликтов в семье подростков», «Правовая компетентность родителей: ответственность родителей за воспитание ребенка», «Формирование навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми» и другие.
С учащимися, состоящими на разных формах учета, используются различные виды индивидуальной профилактической работы:
- изучение особенностей личности подростков и коррекция их поведения;
- посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
- вовлечение подростков в общественно — значимую деятельность через реализацию воспитательных акций и проектов.
Результатами развивающей и профилактической работы являются:
Для семьи:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
- повышение уровня семейной культуры.
Для родителей:
- формирование навыков конструктивного поведения;
- осознание родительской роли и обязанностей;
- совершенствование родительской эффективности;
- безусловное принятие ребенка;
- освоение роли поддерживающего родителя.
Для ребенка:
- готовность к позитивным контактам со взрослыми;
- овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
- формирование позитивного образа семьи;
- решение актуальных проблем развития.
Памятка для родителей
по предупреждению самовольных уходов детей из дома
Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!!!
Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:
1)Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;
2) Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.
3) Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.
4) Помните! Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манимулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?
5) Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает…
6) Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывая его желания!!! Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.
7) Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.
8) Никогда не бейте своего ребенка!!! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.
Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия:
- созвониться с друзьями и знакомыми своего ребенка, а также родственниками;
- посетить их по месту жительства; проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет.
Если первоначальные поиски не принесут положительного результата, необходимо обратиться в милицию с заявлением о розыске.
Родители имеют право обратиться в правоохранительные органы по истечению 2 часов с момента исчезновения ребенка.
ПОМНИТЕ!
Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!
Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома
1. Примите факт, что ваш сын или дочь — уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.
Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.
2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию.
Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.
5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.
Родители обязаны:
1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток;
2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;
3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;
4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
безопасность на дороге;
что необходимо делать, если возник пожар;
безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;
безопасность при террористических актах;
общение с незнакомыми людьми и т.п.
Что делать если всё-таки подросток ушел:
При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:
обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;
уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;
обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».
В случае не обнаружения ребенка:
1. Ведите себя спокойно и уравновешено.
2. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.
«Профилактика употребления снюсов»
памяткадля родителей и педагогов
Что такое снюс?
Снюс— бездымный табачный продукт, который выпускается в разных
формах (пакетиках, леденцах и др.) и применяется как сосательный табак.
Снюс в виде порционных пакетиков помещают между десной и верхней
(иногда нижней) губой на 5-30 минут для того, чтобы никотин всасывался в
кровь и поступал в организм, минуя гортань и легкие.
Употребление снюса, как и курение сигарет, направлено на поступление в
организм никотина. Привыкание при приеме снюса возникает намного быстрее,
практически молниеносно, и зависимость от никотина выражена в большей
степени.
В самой распространенной среди потребителей порции снюса содержится
в 20-30 раз больше никотина, чем в сигарете. Именно поэтому зависимость от
сосательного табака развивается быстрее и проявляется сильнее.
Последствия от употребления снюса
• Снюс содержит 28 известных канцерогенов, включая никель, полоний —
210 (радиоактивный элемент) и нитроамины. Их концентрация превышает в
100 раз ПДК. По данным исследований ACS (американское добровольное
общество по борьбе с раком), потребители снюса в 50 раз чаще болеют
раком щек, десен и внутренней поверхностью губ. Тканевые клетки этих
областей делятся в попытке создать барьер табаку, но под влиянием
канцерогенов становятсяраковыми.
• Соли натрия, содержащиеся в нем, делают такого человека подверженным
гипертонии. В результате у таких людей в разы увеличиваются шансы на
инсульты иинфаркты.
• Поражение органов ЖКТ и рак. Если сигареты главным образом разрушают
легкие, то основные последствия снюса ощущают на себе органы
пищеварения. Глотание табачной слюны или случайное проглатывание
пакетика с табаком вызывает серьезные пищевые отравления и расстройства
кишечника, провоцируя язвужелудка.
• Никотин, содержащийся в бездымном табаке, отрицательно влияет на
репродуктивную функцию как мужчин, так иженщин.
• Прием снюса вызывает перепады уровня сахара в крови, нарушает
углеводный обмен и провоцирует сахарныйдиабет.
• Разрушительное влияние снюса на ткани ротовой полости – препарат
обжигает и разрушает нежные слизистые оболочки, вызывая язвенные
поражениядесен.
Внешние признаки употребления снюса
• Ухудшение дыхательныхфункций.
• Раздражение слизистой оболочкиглаз.
• Головныеболи.
• Учащенноесердцебиение.
• Заложенностьноса.
• Першение в горле,кашель.
• Раздражительность.
• Потеряаппетита.
• Головокружение итошнота.
• Ухудшение мыслительных процессов,памяти.
• Снижениевнимания.
Симптомы передозировки
Передозировка от снюса подразделяется на острую легкую, острую
тяжелую и хроническую формы. При легкой форме отравления основные
симптомы – тошнота, головокружение, головная боль, рвота.
Как правило, такое состояние проходит спустя 1-2 дня и не требует
врачебного вмешательства. Тяжелая передозировка более опасна и сопряжена
с риском смерти. Ее проявления:
• Тошнота, обильнаярвота.
• Усиленное слюноотделение или сухость ворту.
• Боли вживоте.
• Посинениекожи.
• Одышка, учащенноесердцебиение.
• Расширение или сужениезрачков.
• Тремор конечностей.
• Тонико-клоническиесудороги.
• Угнетениесознания.
• Слуховые и зрительные галлюцинации, бред.
Первая помощь употребившему снюс
• Если этот факт произошел в учебном заведении, необходимо выйти
вместе с учащимся из класса, увести отодноклассников.
• При острой передозировке никотином необходимо обеспечить ребенку
доступ к воздуху – расстегнуть или снять тесную одежду, открыть окно,
вывести человека наулицу.
• Незамедлительно обратиться в пункт медицинской помощи учебного
заведения.
• Поставить в известность руководствошколы.
• Известить о случившемся родителейребенка.
• Вызвать скорую медицинскуюпомощь.
Если у педагога возникли подозрения, что подросток употребляет снюс
• Сообщите о своих подозрениях родителям (законным представителям)
ребенка.
• Предоставьте подростку достаточную информацию о негативных
последствиях потребления данногопрепарата.
• Сообщите ребенку и его родителям об установленном порядке, согласно
которому будет действовать администрация учебного заведения, в стенах
которого ребенок появился в одурманенномсостоянии.
• Предоставьте родителям информацию об организациях города,
оказывающих наркологическую, психологическую и медицинскую
помощь несовершеннолетним, работающих с даннойпроблемой.
• При подозрении на групповое потребление снюса необходимо провести
профилактические беседы с родителями с приглашением врача –
нарколога, работников правоохранительных органов,психолога.
Рекомендации родителям по профилактике опасного поведения
• Общайтесь с ребенком. Помните, отсутствие общения с вами заставит
ребенка обратиться к другим людям. Но кто они и что ему посоветуют –
вопрос остается открытым! Старайтесь выступать инициатором
откровенного, открытого общения со своимребенком.
• Умейте слушать! Изначально стройте диалог с ребенком в позиции «Я
мало говорю, я слушаю». Постарайтесь максимально узнать о проблемах и
трудностях своего ребенка. Задавайте вопросы, интересуйтесь, спрашивайте
о возможных способах реагирования в той или иной труднойситуации.
• Уделяйте внимание взглядам, чувствам и эмоциям ребенка. Не спорьте с
ним! Примите его реакцию такой, какой она является: «Да, так тоже можно
было поступить. А как еще можно было выразить свое настроение, свои
переживания?»
• Не сравнивайте его с собой, или другими подростками. Не осуждайте.
Ваш ребенок поступил так, как посчитал нужным в тот момент. Помогите
ему найти другие пути решения подобной ситуации, раскройте в нем
возможность размышлять,оценивать.
• Знайте его компанию. Вы должны быть в курсе, с кем общается ваш
ребенок, интересы его компании, увлечения, манеру общения. Приглашайте
его друзей в гости, тем самым наблюдая, как проходят ихбеседы.
Имея в виду популярность данной темы, будет не лишним обсудить с
ребенком феномен употребления снюсов и других опасных продуктов:
• Спросите, что он думает об этом, как к этому относятся его друзья.
• Узнайте, какая информация о последствиях употребления этих продуктов
известна вашему ребенку и насколько он ей доверяет.
• Предложите проверить эту информацию вместе используя интернет или
другие источники.
Вред энергетических напитков для подростков
Сегодня часто можно услышать о «чудесных» напитках», которые дают ощущения легкости, бодрости и прилив сил. Речь идет об энергетических напитках.
Энергетические напитки или «энергетики» представляют собой безалкогольную или слабоалкогольную смесь, которая предназначена для стимулирования нервной системы человека, повышать его работоспособность и устранять вялость и сонливость.
Проблема вреда энергетиков становится все более обсуждаемой в научном сообществе и в прессе, что связано с их невероятной популярностью, быстрым увеличением товарного ассортимента на полках магазинов и реальными фактами серьезных последствий употребления, особенно молодым поколением.
Энергетические напитки являются сильногазированной продукцией (в составе в значительной дозе присутствует угольная кислота (H2CO3)), что ускоряет процесс усвоения компонентов и наступление эффекта.
Данный напиток бодрости можно приобрести в любом магазине, причем сделать это может даже ребенок, хотя, как выяснилось, детям употреблять данный напиток запрещено. А между тем в некоторых странах Западной Европы (Франция, Дания и Норвегия) энергетические напитки официально запрещены. Их продают только в аптеках, поскольку энергетическая продукция считается лекарством.
Необычайный эффект энергетических напитков достигается за счет входящих в его состав тонизирующих веществ, чаще всего это синтетический кофеин в огромных дозах (до 320 мг/л при допустимом 150 мг в сутки) (или экстракты гураны, чая или мате, содержащие кофеин), который повышает работоспособность и устраняет сонливость, и таурин.
Кроме того, в составе энергетических напитков представлены биологически активные вещества из лекарственных растений (превышение доз которых вызывают тошноту и рвоту), а также некоторые витамины группы B (B2, C, B5, PP, B6, B12), количественное содержание которых в одной банке превышает норму суточного потребления. Не секрет, что избыток некоторых витаминов наносит больший вред организму, чем их недостаток. Энергетические напитки, сочетающие в себе глюкозу и кофеин, оказывают чрезвычайно вредное воздействие на молодой организм. Даже в спокойном состоянии, без физических нагрузок, употребление энергетического напитка повышает пульс и артериальное давление.
Длительный прием энергетиков ведет к повышению агрессивности и раздражительности.
Красивая, яркая, разноцветная баночка привлекает внимание детей и молодежи: по внешнему виду банку с энергетическим коктейлем не отличишь от банки с соком! Пристрастившись к таким напиткам, ребенок идет дальше, употребляя спиртосодержащие коктейли в компании друзей, и порочный круг на этом не останавливается.
«Энергетик» в больших количествах убивает здоровье. Однако заявление, что энергетический напиток обеспечивает организм энергией, является голословным. Содержимое коктейля только открывает путь к внутренним резервам организма, т.е. выполняет функцию отмычки. Другими словами, сам напиток никакой энергии не содержит, а только использует нашу собственную. Таким образом, мы используем собственные энергетические ресурсы, проще говоря, берем у себя энергию в долг.
Однако рано или поздно этот долг придется вернуть с процентами в виде усталости, бессонницы, раздражительности и депрессии. Что же касается аминокислот, углеводов, минералов и витаминов, то они компенсируют энергозатраты лишь частично.
Как любой другой стимулятор, кофеин, который содержится в энергетических напитках, приводит к истощению нервной системы. Его действие сохраняется в среднем 3 — 5 часов, после чего организму нужен отдых. Кроме того, кофеин вызывает привыкание. В случае превышения допустимой дозы не исключены побочные эффекты: тахикардия, психомоторное возбуждение, повышенная нервозность, депрессия.
Энергетические напитки противопоказаны детям, подросткам, пожилым людям, людям, страдающим от гипертонии, сердечнососудистых заболеваний, глаукомы, расстройств сна, повышенной возбудимостью и чувствительностью к кофеину. Это связано с механизмом воздействия энергетиков на организм, поскольку они, как стимуляторы, берут энергию «взаймы», а не являются ее источником.
Что же касается употребления энергетиков детьми и подростками, то весь вред, которые наносят эти средства неокрепшему организму, трудно описать. Именно формирующаяся психика и нервная система могут больше всего пострадать даже после нескольких приемов этого средства.
Выделим некоторые последствия применения энерготоников:
1. После употребления энергетического напитка повышается артериальное давление, общий уровень сахара в крови.
2.Употребление больших доз энергетиков может приводить к сильным головным болям. Причем, похоже, что на частоту возникновения головных болей влияет не величина дозировки, а её резкое изменение (пили-пили, привыкли, потом резко перестали). Это явление носит название «синдрома отмены кофеина» и по своей сути очень похоже на похмелье после алкоголя.
3. После окончания действия напитка наблюдается ряд побочных действий: усталость, раздражительность, бессонница, депрессия.
4. Так как все напитки содержат кофеин, а кофеин является наркотическим веществом (по мнению многих медиков), то они вызывают привыкание. Кроме того кофеин истощает нервную систему.
5. Витамины группы В хоть и являются весьма редкими и полезными для организма, но никоим образом не заменяют весь мультвитаминный комплекс. Помимо этого они вызывают дрожь в руках и ногах, учащают сердечный ритм.
6. Все энергетические напитки высококалорийны, т.е. в том числе способствуют накоплению излишнего веса.
7. Особенно опасно применять эти напитки вместе с алкоголем, так как алкоголь и кофеин являются антагонистами по своему действию на организм (первый стимулирует, второй расслабляет). К тому же кофеин многократно усиливает действие алкоголя на клетки головного мозга. Так ныне популярные энергетики грубым образом нарушает это правило и представляет убойную в прямом смысле слова штуку.
Согласно научным исследованиям регулярный прием энергетиков провоцирует формирование пристрастия к сигаретам, наркотикам и алкоголю;
делает поведение более агрессивным, увеличивает склонность к выяснению отношений на кулаках, а не языках;
подталкивает к другим формам опасного поведения в виде незащищенного секса, склонности к экстремальным видам спорта и другим формам риска.
8.Регулярный прием сладких энергетиков увеличивает примерно на 30% риск развития диабета.
9. У некоторых категорий людей с определенным генетическими нарушениями большие дозы энергетиков и других кофеин-содержащих напитков могут вызывать даже приступы панического страха.
10. Многочисленные явные и скрытые ингредиенты энергетиков могут вызвать аллергическую реакцию, начиная от простого зуда, заканчивая непроходимостью дыхательных путей (анафилактическим шоком).
Насколько опасны энергетические напитки свидетельствуют статистические факты США: с 2009 по 2011 года было зафиксировано около 5000 случаев обращения в скорую медицинскую помощь по причине серьёзного вреда для сердца после приема энергетиков, в т.ч. 51% пострадавших — подростки до 18 лет.
Чтобы избежать негативных последствий энергетиков важно понимать, какие ингредиенты представляют вред и избегать их передозировки. Речь прежде всего о кофеине, сахаре, гуаране (источник кофеина), витамине В3 (ниацине).