1.    ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).

 

2.    СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).

 

3.    ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ (составляется педагогом – образец на сервере школы).

 

4.    МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки посещает администрация и члены аттестационной комиссии).

 

5.     САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещала администрация или члены аттестационной комиссии.)

 

6.    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы — папка).

 

7.    САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник). 

 

8.    ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).

 

9.    АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы

 

10.         КОПИИ:

-удостоверения о повышении квалификации за последние пять лет (базовые курсы, целевые, проблемные  и др.)

-диплома, если высшее учебное заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

— документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).

 

Вся процедура подготовки к аттестации должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.

 Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю до аттестационного собеседования.

Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.

 

Аттестуемым на заметку

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

С этой целью изучается:

v.           психологическая готовность учителя;

5.           технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).

Дается оценка:

v.           преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;

5.           умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;

5.           деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;

5.           работы учителя над повышением своего профессионального уровня (курсы повышения квалификации);

6.    для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

Порядок проведения аттестации учителя на категорию

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

v.           посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;

5.           анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;

5.           анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);

5.           проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.

6.    проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

В рамках аттестации учитель должен:

v.           провести ____ открытых уроков, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету, воспитательное мероприятие;

5.           представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;

5.           на вторую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт в виде разработок отдельных уроков или тем (наглядные материалы);

5.           на первую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить);

6.    на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии авторские методические разработки, печатные работы и др.

Требования к опыту

 

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

 

           На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.

           Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.

           Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.

           Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.

Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

           Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:

инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;

           вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.

Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.

           Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.

           Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.

Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.

           Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.

           Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

           Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.

ГУО «Гродненский областной институт развития образования» проводит квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Организация квалификационного экзамена

при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории

   Проведение квалификационных экзаменов осуществляется согласно графику, который составляется на основании направлений организаций системы образования, отделов образования, спорта и туризма, гор(рай)исполкомов.

Приезд педагогических работников на квалификационный экзамен осуществляется на основании письма, высылаемого в учреждения образования за месяц до экзамена. Экзаменуемому необходимо иметь при себе паспорт. 

Не позднее, чем за 10 дней до квалификационного экзамена педагог должен предоставить в отдел по работе с организаторами образования института развития образования (кабинет 206) описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (диск в конверте, на котором указывается тема опыта работы, фамилия, имя, отчество, место работы автора, район) и заверенную копию свидетельства о повышении квалификации. Структура описания опыта педагогической деятельности, требования к его оформлению смотрите в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».

Процедура проведения квалификационного экзамена

на подтверждение высшей квалификационной категории

Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня.

На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа.

Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.

Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов.

 

Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога

(по Глинскому А.А.)

1.    Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.

2.    Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).

3.    Профессионально-педагогическая результативность:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторский дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).

4.    Профессионально-педагогическая подготовка:

      прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

      участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;

      реализация темы по самообразованию;

      знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;

      работа с научно-методической, справочной литературой;

      значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

5.    Профессионально-педагогическая деятельность:

      осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);

      дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;

      участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

      участие в общее- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

      совершенствование работы учебно-предметного кабинета;

      руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.

6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.

7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание и направления деятельности).