Обращение к родителям! 

Дорогой родитель!  Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков — одна из главных задач отдельно взятой семьи и общества в целом. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить, а смерть в результате суицида — всегда, словно гром среди ясного неба.

Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо.

Как предотвратить суицид?

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей, выслушивайте ребёнка всегда!

2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Помогайте преодолевать препятствия, повышайте заниженную самооценку.

4. Любые положительные начинания подростков одобряйте словом и делом.

5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

6. Любите своих детей и будьте деликатными с ними.

7. Подчёркивайте временный характер проблем.

Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.

 

Директор государственного учреждения образования

«Майская базовая школа Жлобинского района»

С. И. Журавлёва

Каникулы должны быть безопасными!

В Беларуси ежегодно на водоёмах погибает большое количество людей: 2018 – 374 человека, в том числе 30 детей,

    2019 – 364 человека, в том числе 24 ребенка.

По состоянию на июнь 2020 года погибло 80 человек, спасено 32, из них 5 детей. Предупреждено за нарушение Правил охраны жизни людей на водах 2708 человек, из них 394 несовершеннолетних.

ПЛАВАНИЕ И НЫРЯНИЕ В НЕЗНАКОМЫХ, НЕОБОРУДОВАННЫХ МЕСТАХ

Многие отдыхающие любят нырять в воду с высоты. Смертельно опасно для жизни прыгать в воду в неизвестных местах. Здесь можно удариться головой о грунт, сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно также прыгать головой в воду с плотов, пристаней, дамб и других сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т.п.

20 мая 2019 года ЧП произошло в Пинском районе. Мужчина отдыхал на реке Припять с товарищем. В какой-то момент решил прыгнуть в воду с плотины, однако назад уже не выплыл. Как выяснилось, купание в этом месте было запрещено.

Важно! Купайтесь только на оборудованных пляжах в зоне, огороженной буйками или поплавками.

Запрещается:

— прыгать или нырять в незнакомых местах: с мостов, причалов, пристаней и др.

— купаться в водоемах в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь дополнительно расширяет сосуды, и после погружения в холодную воду наступает резкий спазм.

КАТАНИЕ НА ПЛАВСРЕДСТВАХ

Любителям водных прогулок необходимо помнить, что катание на любых плавсредствах требует строгого соблюдения правил безопасности:

14 марта 2020 года несчастный случай произошел в одном из населенных пунктов Пинского района – погиб 49-летний мужчина. Товарищи отправились на водохранилище, чтобы забрать лодку. Друг ждал возле автомобиля, хозяин лодки пошел за ней на противоположный берег. Мужчина нашел лодку и поплыл на ней через водоем. В какой-то момент он начал кричать, что лодка тонет. Друг попытался помочь, но было уже темно, он не смог определить, где тот находится. Тело мужчины утром следующего дня нашли водолазы.

Запрещается:

— превышать установленное количество людей на борту;

— управлять плавсредсвами в состоянии алкогольного опьянения;

— прыгать в воду с лодки;

— близко подплывать к плавсредствам, вблизи них возникают водовороты, волны и течения: плывущего может затянуть под них.

— использовать для плавания надувные матрасы, круги, камеры и др. надувные предметы, т.к. они не являются плавсредствами.

ПОПЫТКИ ПЕРЕПЛЫТЬ ВОДОЁМ

Осторожность на воде — это, прежде всего, необходимость. Некоторые устраивают соревнования по преодолению препятствий. Но силы может рассчитать далеко не каждый:

08 июня 2019 года в Ветковском районе гомельчанин с приятелем рыбачил на озере вблизи деревни Старое Село. В какой-то момент он решил переплыть водоем. Преодолев большую часть пути, примерно в 30 м. от берега ушел под воду. Работники ОСВОДа достали тело мужчины из воды.

ПОДРОСТКИ БЕЗ ПРИСМОТРА У ВОДЫ

Особый акцент хочется сделать на безопасности подростков у водоёмов. И именно родители обязаны поговорить с детьми обо всем, что может произойти, предупредить об опасности и объяснить последствия:

05 июня 2019 года подросток 2004 г.р. утонул в реке Друть в Гомельской области. Парень отдыхал с компанией на берегу реки на окраине Рогачева. Подросток пошел в воду в месте, не предназначенном для купания, и в какой-то момент стал тонуть. Приятели позвонили в экстренные службы. Спасти школьника не удалось.  

Важно! Правила для родителей:

— не отпускайте ребёнка на пляж одного;

— не упускайте его из виду, когда он плавает (не стоит полагаться на то, что ребёнок уже большой и отлично плавает);

— выбирайте оборудованный пляж, ведь там дежурят спасатели.

Уважаемые родители! Сделайте все, чтобы уберечь своего ребенка от неприятностей. Постарайтесь максимально обезопасить ваш отдых, будьте рядом со своими детьми и берегите их.

Учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Жлобинского района» информирует, что:

Для оказания услуги временного приюта лицам, подвергшимся насилию в семье, и находящимся в опасном для здоровья и жизни состоянии, связанном с конфликтом с другими членами семьи, в Жлобинском районе создана «кризисная комната».

«Кризисная комната» – специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Режим работы «кризисной» комнаты круглосуточный. Во время пребывания граждан в «кризисной» комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания. Услуга предоставляется на бесплатной основе.

По вопросам профилактики насилия в семье и временного приюта в «кризиснойкомнате» необходимо обращаться в Территориальный центр социального обслуживания населения Жлобинского района по адресу: г. Жлобин, ул. Петровского-36, тел. 2-80-86,  170Здесь вы можете получитьпсихологическую и правовую поддержку.

По вопросу размещения в «кризисной» комнате в нерабочее время необходимо звонить по телефону 102 (сотрудники милиции, при необходимости и по Вашей просьбе, доставят Вас в «кризисную» комнату), либо по телефону 8 029 344 88 97 (специалист ТЦСОН).

Общенациональная «горячая линия» для пострадавших от домашнего насилия — тел. 8-801-100-8-801

Телефон «доверия» (круглосуточный) в Гомеле — тел. 8 0232 31-51-61

По телефону 170(с 8.00 до 17.00 в будние дни)

работает горячая линия по социально-правовым вопросам и психологической поддержке:

 — социальные льготы и гарантии

 — социальная поддержка и  услуги специалистов

 — психологическая помощь в кризисных ситуациях (тяжелые

   заболевания, домашнее насилие и др.)

 — психологическая и информационная поддержка по вопросам

   ВИЧ/СПИДа

анонимно и конфиденциально

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Законы воспитания — это первые законы, с которыми встречается ребёнок в своей жизни. Они помогают ему стать полноценным и достойным гражданином своей страны.

Ребенок сам выбирает тот путь, по которому пойдет, и этот путь зависит не только от его интересов, но и от заложенной у него системы ценностей, морально — правовых норм и правил.

Подросток реализует себя в семье, школе, среди сверстников. В силу возрастных особенностей он ищет образец поведения и способы решения проблем, ориентируется на этот пример и следует ему.

Сделать правильный выбор в разрешении жизненных ситуаций помогут нашим детям правовые знания, которые воспитывают у них чувства собственного достоинства, самоуважения, ответственности за свой выбор и поступки.

Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной и юридической ответственности.

Проблема подростковой преступности в настоящее время весьма актуальна. Факты свидетельствуют о расширении видов правонарушений, которые совершаются несовершеннолетними. Все чаще правонарушителями становятся девочки и малолетние дети. Сложность проблемы подтверждается повторными противоправными деяниями. Постоянное развитие средств связи и коммуникаций, увеличивающиеся возможности для общения, способствуют более быстрому распространению как позитивных, так и негативных явлений в подростковой среде.

Во многом от родителей зависит жизненный путь ребенка, его здоровье, приоритеты и формы поведения. Важно научить его, показывая на многочисленных примерах, что существуют приемлемые и эффективные модели поведения, следуя которым он не рискует вступить в конфликт с законом.

Нам, взрослым — родителям, воспитателям, учителям, ответственным за будущее детей, следует приложить максимально возможные силы для воспитания их законопослушными и успешными гражданами нашей страны. Соблюдайте закон сами, учите этому своих детей. Подведите их к нужному источнику знаний, не оставляя их без внимания, любви и заботы. Направляйте их в нужное и безопасное русло и результат будет радовать вас и приносить свои плоды.

Участники областного межведомственного форума по вопросу правового просвещения несовершеннолетних (г. Гомель, 6 июня 2019 г.)

В центре внимания – дети!

О проблемах семейного неблагополучия

Приоритетным направлением развития нашего государства было и остается защита прав и законных интересов самой уязвимой категории населения – детей. Ребенок, особенно маленький, не может сам защитить себя, далеко не каждый расскажет о своих переживаниях и страхах и придет за помощью. Задача нас, взрослых, вовремя увидеть проблему и прийти на помощь маленькому человеку.

Сведения о предполагаемом семейном неблагополучии поступают из различных источников. В основном, выявляют проблемы в семьях, требующие вмешательства государственных органов, сами педагоги. Классный руководитель либо воспитатель дошкольного учреждения, куратор группы каждый день работает с ребенком, видит, как он одет, обеспечен ли школьно-письменными принадлежностями и всем необходимым для обучения, какие условия проживания ребенка, имеется ли одежда и обувь, состояние этих вещей и соответствие сезону и возрасту, интересуются ли родители школьной жизнью ребенка, посещают ли родительские собрания. Впоследствии сведения о признаках семейного неблагополучия передаются педагогу социальному учреждения образования либо лицу, ответственному за эту работу, ставится в известность руководитель.

По каждому факту информирования о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей проводится социальное расследование – комплекс мероприятий, направленных на изучение ситуации в семье, который предусматривает сбор информации о семье из учреждения здравоохранения, правоохранительных органов, служб жилищно-коммунального хозяйства, сельских исполнительных комитетов, от соседей и односельчан.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении.

Положением регулируются:

  • деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в СОП; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП и др.;
  • порядок выявления детей, находящихся в СОП;
  • порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
  • порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
  • порядок реализации мероприятий, направленных на устранение СОП и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Постановлением также установлены критерии и показатели СОП. К основным критериям отнесены:

  • неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
  • необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
  • ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка.

Документ вступает в силу с 1 февраля 2019 г. Решения о признании детей находящимися в СОП, принятые до вступления в силу данного постановления, подлежат пересмотру в течение шести месяцев после вступления его в силу.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Памятка родителям по профилактике суицида

 Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. Он может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных      последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

  • прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

  • раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания,    избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • Ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

– социально изолирован, чувствует себя отверженным;

– живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

– ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

– предпринимал раньше попытки самоубийства;

– имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

– перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

– слишком критически относится к себе.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

   Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если Вы слышитеОбязательно скажитеЗапрещено говорить«Ненавижу всех…»«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»«Всебезнадежнои бессмысленно»«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»«Всем было бы лучше без меня!»«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»«Вы не понимаете меня!»«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»«Где уж мне тебя понять!»«Я совершил ужасный поступок»«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»«У меня никогда ничего не получается»«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Все суициды делятся на три группы:

– истинные,

– скрытые,

– демонстративные.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду – размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ – «жить для того, чтобы жить» – ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств “из-за любви” происходит потому, что детская влюбленность – не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.

Демонстративный суицид. Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.

 Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на “неуправляемость” детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью – «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был…»

  Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа – “сделай то-то и то-то или я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд…”. И бич демонстративных самоубийц – случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон… А они-то хотели только попугать!

  Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: “Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!” Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.

Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

  Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.

  Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.

  Вообще суицид – не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

 Любой суицид – это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида – дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого – уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

– будьте терпеливы;

– не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

– не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;

– не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;

– делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

будьте внимательны к своим детям!